Какие жалобы от граждан принимает Банк России?

(9/12/2014 16:12:46)

Весной 2014 года при Банке России была создана Служба по защите прав потребителей (зпп). Несмотря на ее короткий период существования, туда постоянно поступает множество обращений. 

В Банке России пояснили, что только за 3 квартал текущего года в службу поступило около 800 жалоб на МФО, 80 на НПФ, 27 – на организации, осуществляющие деятельность на рынке Forex. Мегарегулятор действует с марта текущего года. Она разбирает обращения, направленные к разным финансовым организациям, исключение составляют лишь банки.

Среди ключевых жалоб на ПНФ стоит выделить неуплата или возмещение в уменьшенном размере, а также необоснованная передача к ним накоплений клиента от Пенсионного фонда РФ.
Валерий Виноградов, советник президента Национальной ассоциации НПФ, пояснил, что задержка выплат связана с уходом с рынка некоторых фондов, а также их объединением или поглощением.
Эксперт Евгений Якушев рассказал, что данные проблемы единичного характера о массовых невыплатах или задержках говорить не приходится. Данные причины могут крыться не только в проблемах НПФ, но и с проблемами, возникающими у работодателя. К последним относятся несвоевременное предоставление документов о пенсионных выплатах, а также несвоевременная выплата пенсионных взносов. Также некоторые причины невыплат могут крыться в форс-мажоре. К примеру с зависанием средств в банках с отозванной лицензией и прочие.

Обращения, касающиеся МФО, связаны с большими процентными ставками и незаконными мерами при взыскании задолженностей. Практически 90% жалоб направлены на опровержение больших штрафных санкций. Некоторые МФО устанавливали штрафы до четырех процентов ежедневно в отношении недобросовестных заемщиков. Но данная мера была возможна только до 1 июля 2014 года. Некоторые жалобы касались непонимания определенных пунктов договора.
Ярослав Кабаков, президент ассоциации МФО, пояснил, что агрессивную политику взыскания долгов проводят небольшие МФО. Что касается крупных компаний, то там работа с недобросовестными клиентами очень лояльная.

Борис Батин, гендиректор Moneyman рассказал о том, что рост жалоб на МФО увеличивается в связи с ростом самого микрофинансового рынка, и деятельность недобросовестных участников рынка накладывает отпечаток на добросовестные компании, которые стараются выстроить доверительные отношения с клиентами.

Деятельность компаний, действующих на рынке Forex, не имеет государственного регулирования. Поэтому и серых игроков, которые отказывают в выплате средств, достаточно много.
В настоящее время эксперты не могут оценить эффективность работы Службы по зпп. Это связано с тем, что она работает совсем недавно. Кроме службы при Банке России клиенты могут обратиться с заявлением в Роспотребнадзор, СРО, спецкомитет Общероссийского народного фронта.