Основные проблемы понимания современных финансовых продуктов и услуг

(30/11/2014 19:51:38)

В апреле - июне этого 2014 года НАФИ было проведено исследование, главной целью которого выступало получение информации, касающейся использования отечественными потребителями финансовых продуктов и услуг. В частности был произведен опрос текущих и потенциальных клиентов финансовых организаций, а также проведены групповые дискуссии, в которых приняли участие представители самых разных сегментов населения.

Итоги исследования показали, что отечественный рынок финансовых услуг является достаточно развитым. На данным момент доля его пользователей превышает отметку в ¾ всего трудоспособного населения страны. Среди них удовлетворены качеством финансовой инфраструктуры от 64 до 77% опрошенных. А количество пользователей, которые только собираются воспользоваться услугами данного сегмента рынка, и вовсе колеблется в диапазоне от 20 до 30% среди всех опрошенных.

При этом опрос населения позволил определить и круг явных проблем, среди которых стоит отметить тенденцию более активного использования кредитов, по сравнению с падающим спросом на сберегательные продукты. Кроме того, многие потребители продолжают не читать договора, которые заключают с кредитно-финансовыми организациями во время получения займа, нередко легкомысленно относясь к задержкам во время внесения ежемесячных платежей.

Для многих пользователей финансовых продуктов микрозаймы через интернет срочно стали не способом улучшить качество собственной жизни, а уникальной возможностью избежать самых разных проблем. Самым популярным мотивом для оформления кредитной карточки служит: «на всякий случай» или «до зарплаты». Для многих россиян заявка на микрозайм онлайн смог занять место страхового полиса, способного прийти на помощь в сложную минуту.

К основным проблемам, которые удалось обнаружить по ходу исследования, также стоит отнести и пассивность потребителей, которые довольно часто используют финансовые продукты по инициативе третьей стороны. Причем даже наличие высокой степени осведомленности о тех или иных финансовых продуктах далеко не всегда способствует более активному их использованию.

Исследование также показало то, что огромное количество поставщиков финансовых услуг очень часто неправильно трактует основные причины поведения либо мотивы будущих клиентов. К примеру, физический доступ к предлагаемым сервисам представляет собой менее важный фактор, чем надежность коммерческой организации или перечень услуг, которые она предлагает. Это означает, что при выборе компании, предлагающей финансовые услуги, потребитель намного меньше будет задумываться о том, как далеко от дома находится отделение банка, поскольку для многих заемщиков более важными являются условия обслуживания, которые должны отличаться своей простотой и прозрачностью. Кроме того, как показали результаты исследования, многие текущие либо потенциальные пользователи предлагаемых финансовых услуг очень часто не видят необходимости в использовании некоторых продуктов и платежных сервисов, которые стали доступными на рынке. При наличии низкого уровня мотивации к пониманию их использования, потребители нередко могут путать между собой даже самые востребованные финансовые продукты.