Подарок ЦБ - новый способ защиты заёмщиков от кредиторов

(20/10/2014 14:11:23)

Стандартно исполняя свою работу, кредитные организации: банки, МФО, кооперативы и т.п., иногда могут отказывать потенциальным клиентам в займах. Основанием для таких решений являются разные причины, но любая причина становится очередным пунктом кредитной истории. Совсем скоро список причин обещает пополниться новым пунктом "несоответствие данных, имеющихся у кредитора, данным клиента".

То есть, к примеру, если заёмщик предоставляет микрофинансовой организации одну информацию о себе, а МФО обладает совсем другой информацией по клиенту, есть все основания для отказа кредитования и указания соответствующей причины в кредитной истории клиента. Специалисты ЦБ считают, что таким образом заёмщик будет дополнительно защищён в плане возможного использования кредитором некачественных баз данных.

Проектный документ Центрального банка уже вышел в свет и естественным образом вызвал массу вопросов. Исходя из документации, налицо расширение списка причин отказов по кредитам. Все эти причины финансовые организации, работающие в области кредитования, должны указывать в кредитных историях клиентов. Предполагается запустить данный проект в действие уже с 1 марта 2015 года.

Старыми правилами кредитного сервиса поддерживались следующие причины отказов:

  • кредитная история клиента;
  • политика кредитования самой организации;
  • избыточная долговая нагрузка заёмщика.

Новые правила, по всей видимости, уже дополнятся новым пунктом:

  • несоответствие данных кредитора с данными, указанными в заявлении клиента.

Плюс к этому, наряду с причиной отказа, кредитору придётся указывать вид кредитной организации банк, МФО, кооператив и т.п. Именно такими способами ЦБ собирается бороться с техническими ошибками со стороны кредиторских организаций и тем самым дополнительно защищать заёмщика.

Что же, если верить банкирам, клиент действительно получает дополнительные плюсы. Во всяком случае, у конкретного заемщика будет повод для того, чтобы отправить в банк запрос на предмет получения обоснований по отказу. Между тем банковские структуры тоже получают некие преимущества, скажем, упрощение процесса принятия решения по выдаче кредитов.

Согласно сведениям, полученным от крупных банковских учреждений, данные структуры обладают качественной и максимально объективной информацией по клиентам. Однако мнение представителей крупных банков о базах данных, какими обладают МФО и прочие мелкие структуры, неоднозначное. Большинство специалистов считают, что такие кредитные организации не имеют качественных баз, либо имеют устаревшую и не актуальную информацию.

В качестве примера берётся база данных ГАИ, которую может купить любой пользователь интерактивной сети. Крупные банкиры считают, что именно на основе подобных баз данных формируется информационная клиентская база МФО и аналогичных кредитных организаций. Так что, теоретический анализ предлагаемых нововведений сделать достаточно трудно. Скорее всего, только практическое действие способно будет показать, насколько эффективными станут нововведения. А пока что в качестве причины отказа вполне можно указывать "несоответствие кредитной политике банка".