Больше 50 процентов россиян считают себя незащищенными в финансовых услугах

(11/9/2014 18:17:26)

Большая часть россиян (57%) уверены, что как потребители финансовых услуг они не имеют защиты. Прежде всего (90%), это относится к банковским услугам по предоставлению потребительских кредитов. Такие результаты показало исследование НАФИ (Национального агентства финансовых исследований), проведенное в июле совместно с Финпотребсоюзом (Союзом защиты прав потребителей финансовых услуг).

При этом доля людей, считающих, что их права в этой сфере, скорее всего, или полностью защищены, уменьшилась на 9% с 2012 года (вместо 37 ранее 28%).

Абсолютное большинство (85%) опрошенных признало, что не знает организаций, занимающихся в России защитой прав потребителей в сфере финансовых услуг. Но этот показатель уменьшился с показателя в 91%, что может свидетельствовать, пусть и о небольшом, но росте информированности населения.

Знакомы с деятельностью этих организаций не больше 15% граждан. Среди них большинство (70%) отметили, что в курсе работы Общества защиты прав потребителей и Роспотребнадзора. Кроме того россиянами в качестве защитников их прав на финансовом рынке были названы различные государственные учреждения (такие как суда, полиция, ФАС и пр.), банки и страховые компании.

Так же в рамках исследования анализировались направленные в первом полугодии 2014 году в Финпотребсоюз жалобы и предложения.

Несмотря на относительное доверие граждан России к банковским институтам, именно к банкам предъявлялось 90% всех выставляемых претензий. А жалобы, предъявляемые к микрофинансовым организациям и страховым компаниям, составили по 2% соответственно.

Наиболее частые обращения касались вопроса выплат потребительских кредитов - больше половины (53%) жалоб относились именно к этой теме. Следующая тема, волнующая граждан (17%) - проблемы, связанные с банковскими картами. Каждый десятый из обратившихся в Финпотребсоюз жаловался на сложности с банковскими вкладами. Темы, относившиеся к прочим вопросам, заняли менее 3% обращений.

Чаще всего с заявлениями обращались жители столицы (18%) или (10%) Московской области. Из Санкт-Петербурга поступило 8% обращений. В целом жители этих регионов прислали немного только трети всех пришедших жалоб (36%). Следующими по активности оказались россияне, проживающие в Краснодарском крае (5%), Свердловской и Ростовской областей (3%). Все остальные субъекты занимают не больше 2% заявок.

По словам директора по исследованиям НАФИ Тимура Аймалетдинова, при росте пользования финансовыми услугами, показатель в 85% россиян, не знающих организаций, занимающихся защитой их прав - факт, который должен вызвать серьезную озабоченность. Эта цифра может служить сигналом к действию для недобросовестных игроков. Противопоставить им можно только активную информационную политику ответственных органов власти и правозащитных организаций. Именно поэтому чрезвычайно важная задача - развитие институтов, защищающих права потребителей финансовых услуг. К тому же банкам следует переходить на качественную оценку клиентских баз от количественной. Лояльность потенциальных клиентов будет основываться, прежде всего, на полную и достоверную информированность и соблюдение банком "правил игры".

Гендиректор ИФРУ (Института фондового рынка и Управления) и Председатель Правления Финпотребсоюза Виктор Майданюк считает, что сфера кредитования будет оставаться одной из самых напряженных зон. И уже существующие проблемы: высокие процентные ставки, заработок от потребительского кредитования, долговая нагрузка населения по необеспеченным кредитам и другие вопросы вряд ли будут способствовать снижению остроты проблемы ближайшие пару лет.

За последние месяцы, по его словам, существенно увеличилось количество жалоб от вкладчиков банков, лицензии которых были отозваны. Растут и проблемные ситуации, связанные с мошенничеством, техническими сбоями и ошибками. Поэтому регулятору, в свете госпланов по созданию собственной национальной системы платежных карт следует обратить большее внимание на обеспечение надежности расчетов.