Какие изменения ждут МФО в 2015 году?

(15/5/2015 18:24:00)

На днях прошла региональная конференция, получившая название «Будущее рынка микрофинансировния», в проведении которой приняла участие саморегулируемая организация «МиР». Пришедшие на встречу участники решили обсудить текущую ситуацию, которая сложилась на микрофинансовом рынке, а также возможные дальнейшие тенденции в области микрокредитования.

Выводы и итоги

Многие участники конференции согласились с тем, что 2014 год стал для большинства МФО переломным. Несмотря на то, что компании перешли под контроль Банка России еще в 2013 году, только в 2014 ЦБ решил серьезно заняться наведением порядка в данной отрасли. Для этого начало свою работу управление рынка микрофинансирования, занимающееся надзором не только за МФО, но и контролирующее деятельность потребительских кооперативов и ломбардов.

Некоторые изменения также коснулись законодательной области. Вступивший в силу закон «О потребительском кредите» смог определить для компаний предельные процентные ставки. Отдельные поправки обязали всех участников современного потребительского кредитного рынка своевременно передавать информацию о потенциальных заемщиках в бюро кредитных историй. Кроме того, отмене подлежала и упрощенная система налогообложения, в результате чего МФО отныне обязаны формировать собственные резервы, как и обычные банки. Несмотря на эти и многие другие изменения, участники встречи отметили многие перемены с позитивной стороны.

К положительным моментам стоит отнести введение единых правил игры для каждого кредитора. Отныне стала очевидной четкая граница между законными и нелегальными МФО. Определить легальность компании теперь можно с помощью реестра ЦБ. Если в данном перечне МФО нет, значит, кредитованием такая компания заниматься не может.

Кого коснулась глобальная чистка?

Согласно данным, озвученным ЦБ, в 2014 году из-за ужесточения требований исключению из реестра подлежали более 1200 компаний, что в процентном выражении составило порядка 22%. В период с 2011 года по февраль 2015 общее количество МФО, удаленных из реестра, составило около 2240 компаний. Чтобы сделать рынок более прозрачным, регулятор намерен и дальше усилить системное регулирование микрофинансовых компаний. По предварительным оценкам речь может идти о 35-40% МФО, среди которых большую часть представляют собой региональные компании.

Какие изменения ждут МФО в 2015 году?

Несмотря на это, многие микрофинансовые организации на начало 2015 года оказались все-таки в плюсе. Рост отмечается не только в количестве, но и в объемах выданных кредитов. Согласно оценкам «Эксперт РА», суммарный объем займов за 2014 год увеличился на 28% (по прогнозам ожидалось 40%), что в денежном выражении составило порядка 50 миллиардов рублей.

Откуда брать деньги?

В 2014 году многие МФО искали источники дешевого фондирования. Однако в 2015 они столкнулись с новой проблемой, которая связана с получение непосредственного доступа к таким источникам. Все дело в том, что из-за роста ключевой ставки повысилась стоимость фондирования. Поэтому для дальнейшего финансирования и развития компании пришлось использовать собственные денежные средства, дополнительную поддержку инвесторов и взаимовыгодное сотрудничество по франшизе. Кроме того, как источник финансирования, использовались и займы населения.

Кредиты на продукты

Достаточно тяжелая экономическая ситуация отрицательно отразилась на целях получения займов в МФО. За последний год резко увеличилось количество кредитов, выданных на приобретение продуктов питания и хозтоваров. Так, например, в начале 2014 года заемщики обращались в компании за деньгами для покупки техники и подарков, а уже в конце 2014 был замечен резкий рост займов, которые потребовались клиентам МФО для приобретения продуктов. Многие эксперты уверенны в том, что такая тенденция будет наблюдаться и в течение 2015 года.

Отдельное внимание участники конференции уделили системе онлайн-кредитования. В частности были отмечены существенные темпы роста данного сегмента. Такая тенденция объясняется наличием у онлайн-игроков собственных проектов, которые реализуются за счет использования наработанной клиентской базы, а также возможности предложить потенциальным заемщикам новые каналы получения денежных средств, не требующие личного присутствия в офисе компании.