Как не попасть в лапы к мошенникам?

Почему на финансовом рынке сегодня появляются новые мошенников, и как укрыться от мошенников, выступающих под известными брендами МФО? Эти вопросы наиболее часто задают себе люди, которые вынуждены были воспользоваться услугами "скорого" кредита. Статистика показывает, что с ростом количества жертв мошеннических операций, число добровольно отдающих деньги людей в аналогичные компании не уменьшается. На предложение -50% в сутки -реагируют практически все, надежду получить явно завышенный процент питает большинство людей, которые предпочитают микрофинансирование привычным банковским кредитным договорам. В условиях ежемесячного "сгорания" банков, население перестает доверять им свои кровно заработанные деньги.

С ростом спроса на быстрые кредиты, начал набирать обороты рынок черного микрофинансирования. Мошеннические схемы повторяются из года в год и каждый раз находят своих жертв. Чаще всего используются бренды добросовестных МФО компаний. Подделывая внешнюю символику и фирменный стиль известной, с хорошей историей компании, мошенники создают на относительно короткое время их двойники. Так случилось с компанией MoneyMan, которая вычислила своего "двойника", провела в отношение него юридическую экспертизу и доказала незаконность его существования. По сообщению Директора по развитию MoneyMan А. Дунаева, весной 2014 г. обнаружился сайт babloman.biz, который использовал логотип, элементы фирменного стиля, соответствие в названии MoneyMan. Щедрый "двойник" предлагал сберечь доходы населения под умозрительный доход - 50%/день. Такое было возможно только во времена всем известной МММ-пирамиды. Когда история повторяется, она начинает выглядеть фарсом.

"бабломен" (само название выглядит как фарс) наполнит свои карманы деньгами вкладчиков и откажется от выполнения обязательств по вкладам. Юристы уже на начальном этапе обнаружили в действиях "двойника" признаки состава преступления (ст.180 УК РФ "Незаконное использование товарного знака"), доказали подготовку к совершению преступления (ст.159 УК РФ "Мошенничество").

Роскомнадзор, полиция, собственная служба безопасности компании MoneyMan несколько недель собирали доказательства, чтобы приостановить деятельность сомнительного сайта МФО. Обращения не поддаваться на мошеннические предложения от babloman направлялись на страницы социальных сетей. Здесь же предлагались нехитрые проверки подлинности МФО-компании. Если на сайте не указываются контактные данные, или вы не можете ими воспользоваться для получения обратной связи, - это мошенники. Общими усилиями удалось найти владельца сайта-близнеца babloman.biz. И хотя сайт был зарегистрирован в Панаме, его хозяину не оставалось ничего лучшего, чем полностью видоизменить его, удалив с сайта всю информацию.

Всем миром - против мошенников

Эта история с хорошим концом. Однако, на практике от деятельности подобных фирмочек-"двойников" рушится деловая репутация компаний-подлинников, ведь претензии по неисполнению обязательств могли быть из-за сходства компаний предъявлены MoneyMan. Истина, конечно, была бы восстановлена, а вот репутация пострадала бы безвозвратно. Поэтому, потратив несколько тысяч долларов на услуги юристов, Манимен считает эти затраты незначительными по сравнению с ценой сохраненной репутации.

Главной проблемой честных МФО остаются их "двойники"-мошенники, которые представляют реальную угрозу потери клиентов для компании, потри денег самими клиентами из-за мошеннических действий. Обещая баснословную прибыль и привлекая таким образом сбережения населения, "двойник" бесследно исчезает где-то в панамских песках, оставляя лютую ненависть обманутых людей ко всей системе МФО.

Лидеры сектора МФО в России периодически сталкиваются со своими псевдо-копиями. Любителей поживиться под чужим именем вычисляет служба безопасности компаний с периодичностью один раз в месяц. Это еще один признак мошенника: всплыть под чужим "флагом" на месяц, насобирать денег и залечь с ними на дно, оставив реальной действующей годами на рынке фирме МФО разборки с доказательством собственной непричастности к мошенническим действиям. "Двойники" используют не только похожесть названия, но и цветовое решение логотипа и полиграфии. Исполнительный директор "Домашних денег" И.Бахвалов полагает, что компании-двойники предпочитают "всплывать" в регионах, считая, что здесь действия их не станут привлекать к себе особого внимания, да и население на периферии проще и доверчивее.

Наиболее частые схемы обмана

Мошенники в сфере МФО, по наблюдениям экспертов, создают организацию (в статусе некредитная), включают в реестр ЦБ, чтобы использовать ее как ширму в строительстве финансовой пирамиды. Собственно деньги участников попадают на иное юрлицо - МФО. Некредитная организация вовремя сдает отчеты, с точки зрения ЦБР к ней нет никаких претензий, не могут их предъявить и клиенты. За все, что касается построения финансовой пирамиды, отвечает то самое "иное юридическое лицо", на счету которого аккумулируются деньги вкладчиков. Когда приходит время "Че" это лицо просто исчезает из поля зрения вместе с деньгами.

Мошенникам удается время от времени посостязаться в "изобретательности" с объединением ведущих микрофинансистов России, в части подделки документов, изощренности компаний-однодневок при вхождении в реестр ЦБ, оформления страхового полиса. Имеют место случаи, когда страховые компании оформляют полис по страховке финансовой ответственности с незарегистрированными в ЦБ МФО-организациями, поэтому клиенты в случае надобности не смогут его использовать.

Финансисты называют "двойников" ведущих МФО-компаний нерегулируемыми Ко. Регулятор пресс-службы ЦБ России отмечает, что есть случаи умышленного создания фирм-двойников. В случае, когда взаимосвязь "псевдо-организации" с аналогом МФО доказывается, данная МФО немедленно исключается из госреестра.