Как избежать встречи с компанией-двойником на рынке МФО?

Сегодня количество действующих микрофинансовых организаций, которые занесены в госреестр и легально осуществляют свою деятельность на рынке, превышает 2 тыс. Сколько у этих компаний существует подражателей-двойников, пока никто не считал, хотя ведущие участники рынка регулярно жалуются на попытки использовать их логотип, название сайта, фирменный стиль. Как в таких условиях быть простым гражданам? Как не угодить в сети лиц, которые маскируются под известные бренды?

Ведущим микрофинансовым организациям нужно всегда держать руку на пульсе событий, чтобы не пропустить очередной набег "двойников". Сотрудники компании "Честное слово" практически случайно обнаружили в одной из достаточно известных газет рекламное объявление от якобы лица компании.

Неизвестные лица, прикрываясь брендом компании, предлагали гражданам оформить займы на условиях, которые больше подходят для банковских кредитов, а не для рынка МФО. В частности, людей заманивали низкими ставками и многолетним сроком кредитования. Компании пришлось принимать экстренные меры, чтобы рекламу двойнику немедленно сняли.

И это далеко не единственная попытка использования имя онлайн-сервиса. Так, специалисты компании "Честное слово" зафиксировали факты рассылки электронных писем с адреса, который очень похож на название сайта компании. Мошенники просили граждан прислать им фото развернутого паспорта, убеждая, что это необходимо для завершения процесса регистрации по займу.

Также многие МФО часто находят в интернет-пространстве порталы, которые практически полностью копируют их собственные сайты, включая не только разделы, но и даже размещенные тексты. Небольшие различия присутствуют только в названии, однако неискушенный пользователь запросто может не заметить этих деталей.

Какие цели преследуют "двойники"?

"Двойники" пытаются заработать, прикрываясь именем крупной, известной, раскрученной компании. Люди доверяют известным брендам и могут быстрее пойти на контакт. Получив доступ к персональным данным граждан, злоумышленники используют их для оформления займов и кредитов.

Иногда двойники, маскируясь под известный бренд, привлекают граждан якобы низкой ставкой по займу. При этом они применяют различные методы для незаконного заработка. Например, включают в договор различные комиссии, платежи, иные условия, которые делают заемные средства неподъемно дорогими.

Но самым интересным направлением двойники видят привлечение средств физлиц. Здесь имя крупной и известной компании нужно, как никогда. Если в последующем такой "двойник" откажется возвращать инвесторам денежные средства, то весь "народный гнев" обрушится на настоящую компанию. Граждане-то были уверены, что отдают деньги известному бренду.

Как избежать встречи с двойником?

Чтобы защитить граждан от общения с "двойниками", регулятором совместно с поисковой системой "Яндекс" был запущен проект по маркировке компаний. Теперь если компания присутствует в госреестре и если она является членом одной из саморегулируемых организаций, то при просмотре результатов поиска пользователь увидит рядом с такой компанией специальную отметку о том, что компания находится в реестре.

Кликнув на отметку, можно будет перейти на сайт ЦБ РФ и убедиться в том, что компания действительно состоит в реестре. Используя такие подсказки, заемщик теперь не попадет на сайт двойника.

Также регулятор продолжает пользоваться своим недавно приобретенным инструментом. Регулятор получил право требовать от регистраторов блокировки сайтов компаний, которые подозреваются в осуществлении нелегальной деятельности на микрофинансовом рынке. Будем надеяться, что эти меры помогут гражданам избежать встречи с нелегалами.